Музей железнодорожной техники
Адрес:
Санкт-Петербург, наб. Обводного канала, д. 118 / Варшавский вокзал
Телефон/Факс:
(812) 436-34-48
 
Появление железнодорожного транспорта во всём мире,трудно переоценить. Именнно паровозостроение и строительство железных дорог сыграло колоссальную роль в подъёме экономики целого ряда стран. Для России с ее необъятными просторами речной и гужевой транспорт являлись сдерживающим фактором в экономическом развитии страны, России были нужны как воздух другие, более современные пути сообщения. Строительство и эксплуатация первых в России железных дорог - заслуга царя Николая I, 15 апреля 1836 году был обнородован указ императора о сооружении Царскосельской железной дороги. Паровозы для первой русской железной дороги между Петербургом и Царским Селом, открытой в 1838 году, были заказаны на заводе в городе Ньюкасле в Великобритании. Уже в Паровозсередине 60-х годов XIX века в России начинается бурное строительство железных дорог. Царское правительство заключает долгосрочные контракты с рядом российских заводов по созданию отечественного паровозостроения. К началу XX столетия в связи с ростом отечественного производства Россия полностью освободилась от иностранной зависимости в области паровозостроения. Успехи советской власти в отечественном паровозостроении незамедлили себя проявить, слугами народа был сделан государственный заказ в Швеции на 1000 паровозов за 200 миллионов рублей золотом, причем паровозы почему-то заказаны по цене, примерно вдвое превышающей довоенную. На эти деньги можно и нужно было привести в порядок свои паровозостроительные заводы и накормить своих рабочих и их семьи. Вспомним про голод в России в 1921 -1922 годах. Если считать, что голодающих было 25 млн. человек - на каждого приходилось 40 кг импортного хлеба, а на 200 миллионов золотых рублей по тогдашним ценам можно было купить около 10 пудов хлеба на каждого голодающего. В 1923-1925 годах возобновилось производство паровозов на Коломенском, Луганском, Сормовском, Харьковском, Путиловском и Брянском заводах.
Паровоз

Дрезина

Дрезина - самоходная транспортная машина, передвигающаяся по рельсам, введена на железных дорогах в 1839 году.

Тепловоз ТЭП80-002

Пассажирский тепловоз ТЭП80 - 0002. Вес в рабочем состоянии - 180 т. Конструкционная скорость - 160 км/ч. Мощность дизеля - 6000 л.с. Тип передачи - электрическая. Построен Коломенским заводом в 1990 году. В 1993 году машинистами локомотивного депо Ленинград-Варшавский Манкевичем А.В и Софроновым А.Г. на тепловозе ТЭП80 - 0002 установлен и зафиксирован мировой рекорд скорости для тепловозов 271 км/час на участке Спирово - Лихославль Октябрьской железной дороги. Поступил в музей с экспериментального кольца ВНИИЖТ на ст. Щербинка в 2007 году.

Электровоз ЧС200-002

Пассажирский электровоз ЧС200 - 002 Система тока - постоянный 3 кВ. Служебный вес - 156 т. Конструкционная скорость - 200 км/ч. Часовая мощность - 8400 кВт. Электровозы ЧС200 №1 и №2 построены в 1975 году заводами Шкода в Чехословакии для вождения скоростных поездов на линии Москва - Ленинград и стали первыми двухсекционными пассажирскими электровозами железных дорог СССР. В дальнейшем последовала постройка десяти электровозов ЧС200 №3 - №12, эксплуатирующихся по сей день и существенно отличающихся от прототипов. Собственность Центрального музея железнодорожного транспорта РФ. Поступил из депо Ленинград - пассажирский - Московский.

Электровоз ЧС1-041

Пассажирский электровоз ЧС1- 041 Система тока - постоянный 3 кВ. Служебный вес - 85 т. Конструкционная скорость - 120 км/ч. Часовая мощность - 2344 кВт. Электровоз построен в 1960 году. Заводы Шкода в Чехословакии построили в 1957 - 1960гг сто один электровоз ЧС1, ставший первым серийным пассажирским электровозом на железных дорогах СССР. Поступил из депо Барабинск Западно - Сибирской железной дороги.

Тепловоз ТЭП60-0190

Пассажирский тепловоз ТЭП60 - 0190 Вес в рабочем состоянии - 127 т. Конструкционная скорость - 160 км/ч. Мощность дизеля - 3000 л.с. Тип передачи - электрическая. Построен Коломенским тепловозостроительным заводом в 1967 году. Работал на Октябрьской железной дороге. Поступил в музей из локомотивного депо Ленинград - Варшавский в 1990 году.

Пассажирский тепловоз ТЭП10-163

Пассажирский тепловоз ТЭП10 - 163 Вес в рабочем состоянии - 129 т. Конструкционная скорость - 140 км/ч. Мощность дизеля - 3000 л.с. Тип передачи - электрическая. Построен Харьковским заводом транспортного машиностроения имени В.А. Малышева в 1965 году. Работал на Приволжской, Горьковской ж.д. Поступил в музей из депо Агрыз Горьковской ж.д. в 1991 году.

Пассажирский тепловоз ТЭ7-013

Пассажирский тепловоз ТЭ7 - 013 Вес в рабочем состоянии - 2 * 127 т. Мощность - 2 * 2000 л.с. Конструкционная скорость - 140 км/ч. Тип передачи - электрическая. Спроектирован на основе грузового тепловоза ТЭЗ для вождения скорых пассажирских поездов. Тепловозы строились Харьковским тепловозостроительным заводом с 1957 года. Выпущено около ста штук. Эксплуатировались на Октябрьской, Северной, Юго - Западной, Юго - Восточной, Львовской ж.д. Обслуживали скорые и пассажирские поезда на участке Ленинград - Москва, Москва - Киев и др. Поступил в музей из депо Иваново в 1997 году.

Тепловоз ТГМ3-021

Промышленный тепловоз ТГМ3 - 021 Вес в рабочем состоянии - 68 т. Максимальная скорость в режимах: маневровом - 30 км/ч, поездном - 60 км/ч, транспортирования - 90 км/ч. Мощность дизеля - 750 л.с. Тип передачи - гидромеханическая. Построен Людиновским тепловозостроительным заводом в 1960 году. Поступил в музей из Царскосельского завода по ремонту путевых машин в 1996 году.

Грузовой электровоз

Грузовой электровоз Фк- 07 Система тока - переменный 25 кВ. Служебный вес - 138 т. Конструкционная скорость - 100 км/ч. Часовая мощность - 4740кВт. Построен в 1959 году французскими заводами для СССР. Всего в 1959 - 1960 годах построено 50 электровозов серии Ф трёх различных вариантов. В 1970-е года после замены ингитронных выпрямителей на кремниевые, электровозы получили обозначение Фк. Числились в инвентаре Красноярской железной дороге до 1987 года. Собственность Центрального музея железнодорожного транспорта РФ.

Ракетный комплекс

Железнодорожный ракетный комплекс БЖРК 15П961 Боевой железнодорожный ракетный комплекс "молодец" с межконтинентальной баллистической ракетой. Ракета РТ-23 УТТХ и ракетный комплекс в целом разработаны в "КБ" Южное в Днепропетровске, генеральный конструктор В.Ф. Уткин. Поезд и пусковая установка разработаны в КБСМ, Ленинград, главный конструктор академик В.Ф. Уткин. В 1987 - 1991 годах построено двенадцать комплексов. В состав БЖРК входят: 1. Три минимальных пусковых модуля 2. Командный модуль в составе семи вагонов 3. Вагон-цистерна с запасами горыче-смазочных материалов 4. Три тепловоза ДМ62. Минимальный пусковой модуль включает в себя три вагона: 1. Пункт управления пусковой установкой 2. Пусковая установка 3. Агрегат обеспечения

Железнодорожная артеллирийская установка ТМ - 3 - 12 Калибр орудия - 305 мм. Максимальная дальнобойность стрельбы - 30 км. Скорострельность - 2 выстрела в минуту. Вес - 340 т. Построена на Николаевском государственном заводе имени А. Марти в 1938 году. Всего построено три установки данного типа, при этом использованы орудия, демонтированные с линкора "Императрица Мария". Участвовали в советско - финской войне 1939 - 1940 годах. С июня по декабрь 1941 года принимали участие в защите советской военно - морской базы на полуострове Ханко (Финляндия). Выведены из строя советскими моряками при эвакуации базы, впоследствии восстановлены финскими специалистами с использованием орудий линкора "Александр 3" закупленных в Бизерте (Сев. Африка). Состояли на вооружении до 1991 года, списаны в 1999 году. Установка поступила в музей в феврале 2000 года.
Артеллирийская установкаАртеллирийская установка

Снегоочиститель двухосный однопутный системы инженера Бьерка. Вес - 20т. Высота слоя очищаемого снега - 0,5 м. Ширина полосы очищаемого снега: При раскрытых крыльях - 4,5 м. При закрытых крыльях - 2,2 м. Построен Сормовским заводом в 1921 году. Получен музеем с Бокситогорского завода железобетонных изделий в 2004 году. Восстановлен в механизированной дистанции пути города Тосно в 2004 - 2006 годах.

 
Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации
Адрес:
Санкт-Петербург, Садовая ул., д. 50
Телефон/Факс:
(812) 315-14-76
Режим работы:
Ежедневно с 10.30 до 17.00, кроме пятницы, субботы и последнего четверга каждого месяца
 
Музей железнодорожного транспорта представляет историю развития железных дорог, железнодорожного дела, отечественной железнодорожной техники. Представлены модели первых русских вагонов и паровозов.